Павлопосадский платок | История предприятия | Часть 4

Композиции платков тех лет решались пышно, торжественно или, напротив, легко и изящно. В их декоре, наряду с цветочными, использовали орнаментальные мотивы стилей предшествующих эпох: стилизованные ветви, завитки, условно решенные вазоны фестончатые ленты в сложных разворотах. В изображении цветов предпочтение отдавалось садовым, в первую очередь, розам и георгинам.

В рисовальной мастерской фабрики в 1871 г. работало уже 7 рисовальщиков: Степан Васильевич Постигов, Иван Иванович Иванов, Михаил Ильич Судьин (Судан), Аким Васильев, Павел Захарович Невесткин, Борис Ефремович Красильников, Захар Андреевич Проханов. К концу века их число достигло одиннадцати Труд художников высоко ценили: жалование самого высокооплачиваемого из них Степана Постигова составляло в то время 45 рублей, что почти в 2 раза превышало зарплату резчика и в несколько раз заработок рабочих других специальностей.

Для того чтобы сделать ассортимент платков более разнообразным, закупали рисунки для них у московских художников и так называемые "образцовые платки" других мануфактур. Для использования своими рисовальщиками приобретали также репродуцированные изображения различных цветов, выполненные французскими и немецкими художниками. Папки с такими рисунками покупали чаще всего в Москве: в магазине "Б. Аванцо", расположенном на углу Кузнецкого моста и Петровки, или "Берлинском художественном магазине Ф. Брокмана" на Неглинке.

В целом 1870-1880-е годы можно характеризовать как время расцвета платочной мануфактуры. В 1881 г. Яков Лабзин получает звание поставщика Государыни Великой Княгини Александре, Петровны "с правом иметь на вывеске вензелевое изображение Имени Ея Императорскаго Высочества". В 1870-ом и 1882-ом годах предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок.

Со 2-ой половины 1880-х годов при набойке шалей начинают использовать яркие и более дешевые анилиновые красители, позволяющие воспроизводить насыщенные по цвету платочные композиции. В это время начинается процесс своеобразной демократизации павловского платка.