Павлопосадский платок | История предприятия | Часть 2

Вероятно, это было обусловлено свойственными всей эпохе историзма романтическими тенденциями связи человека с живой природой. Предпочтение цветочным мотивам отдавалось в вышивке, кружеве, тканях. Букетами цветов декорировали фарфор, жостовские подносы, их изображения стали появляться в росписи интерьеров. Так что в _украшении шалей цветами проявилось стремление павловских мастеров сделать модный товар, который будет пользоваться спросом у покупателей.

О том, что к началу 1860-х годов на предприятии Лабзина - Грязнова было полностью освоено новое производство, говорит тотфакт, что среди работников фабрики в 1861 г значились набойщики, резчики, выжигалыцики, перротинщики, 2 колориста и даже 3 рисовальщика: Иван Иванович (Иванов), Михаил Ильич (Судин), Иван Васильевич Сорокин.

Несмотря на то, что в это время уже была приобретена перротина, на протяжении всего ХIХ в. набойка шалей осуществлялась только вручную. Узор на ткань наносили деревянными резными досками, используя для этого доски двух типов: "манеры" и "цветки". "Цветки" резали из дерева, с их помощью на ткань наносили краски, причем каждый цвет требовал отдельной доски. Контур рисунка набивали "манерами". Их изготовление было более трудоемким: в начале узор на дереве прожигали на определенную глубину, затем заливали свинцом. Полученный таким образом контур накладывали на отдельные доски.

Поскольку изготовление "цветок" и "манер" на величину всего платка было невозможно, рисунок разбивали на части, от 4 до 24 в больших шалях со сложным узором. Эти шали имели, как правило, и сложный колорит в 16 и более цветов. Таким образом, для набойки платка требовалось порой более 400 наложений досок. Определенная сложность заключалась в обязательном совмещении отдельных частей узора.

Рисунки, как правило, были очень устойчивы, и набивные доски порой использовали десятки лет, при необходимости поновляя или повторяя.

Рисункам этого периода свойственна декоративная насыщенность, более плотная скомпонованность цветочного узора.