Характерные особенности орнамента оренбургского платка

Сегодня я хочу продолжить знакомиться с составляющими оренбургского пухового платка, а именно, познакомимся с особенностями орнамента.
Характерные особенности орнамента оренбургского платка:
Характер орнамента платка зависит от его формы — квадрата, прямоугольника (шарф, палантин), треугольника (косынка) и строится в соответствии со строгими законами композиции.
Так, в зависимости от размера платка определяются количественные соотношения каймы, решетки, середины, а также набор и расположение элементов орнамента.
Учитывая органическое единство орнамента и формы платка, его можно определить как орнамент двух типов:
  1. бесконечный, как фрагмент полосы узора, ограниченный в виде рамы. Это кайма, решетка в композиции платка;
  2. конечный, то есть замкнутый, центричный. или ковровый, характерный для композиции платка в целом или его середины.
Орнамент платка строится в соответствии с основными законами композиции.
В нем четко прослеживается зеркальное и полное отражение; расчет петель при вязании обеспечивает математическое равенство элементов узора, а лов гор мотивов образует его ритмический строй.      Отсюда и основная характерная особенность — строгий геометризм и симметрия, четкий ритмический повтор, композиционная ясность орнамента оренбургского платка.
ОРНАМЕНТ ПЛАТКА И АРХАИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА
 
Бесконечные ромбы, квадраты, зигзаги, прямые и волнистые линии как- элементы узора наводят на мысль о неслучайности применения их в орнаменте платка.
Платок — это часть одежды, которую во все времена было принято украшать. Применение узоров, орнаментов для украшения одежды в древности было наполнено глубоким смыслом, традицией, отражающей представление людей об окружающем мире, понятие добра и зла. Элементы узоров наделялись магическими свойствами и служили символами, преграждающими доступ к человеку злых сил, применялись для заклинаний.
Позднее древние символы утратили свой первоначальный смысл и превратились в элементы различных орнаментов, в том числе и орнамента оренбургского ажурного платка.
Так, основной его элемент -ромб, квадрат — архаический символ, известен с древности и используется на протяжении нескольких десятков тысячелетий.
Простейшая композиция — ромб или квадрат, разделенный на четыре части, имеющий в каждой части точку (зерно), называется ромботочеч-ной и символизирует жизнь, плодородие, засеянное поле.           Позднее он был связан с магией первобытной охоты, а в дальнейшем превратился в  солярный знак — знак земли, солнца, неба. Бесконечное повторение этих знаков служило заклинанием.
Отдельные ромбы или квадраты образуют более сложные композиции:
  • крестовидную (солярную) с острыми углами по вертикали;
  • со вписанными один в другой ромбами;
  • сочетающую большие и малые ромбы;
  • с ромбами, соприкасающимися углами.
Эти композиции носят название коврово-меандрового или замкнутого узора, и составляют, как правило, центральную часть платка — середину.
В кайме платка чаще всего встречаются зигзаги (отдельные элементы ромбов) или волнистые линии, символизирующие изобилие; «елочки» (древо жизни), а также прямые вертикальные линии, обозначающие дождь, и горизонтальные — линии спокойствия (см. фото 1, 2).
вязание пухового платка
оренбургский пуховый платок

оренбургский пуховый платок

Могут быть также ромботочечные композиции с меандровыми (извилистыми, ломаными) завитками, но в платках они встречаются реже.
Так общепринятые древние символы из-за специфики ажурного вязания со временем превратились в элементы геометрического орнамента пухового платка.
Вряд ли современные пуховязальщицы думают о символике орнамента, и, скорее всего, они не умеют читать эти послания из глубины веков. Но «…глубина народной памяти измеряется тысячелетиями» и мастерицы,вывязывая свои дивные узоры, подсознательно вкладывают в свое рукоделие собственное представление о красоте и гармонии окружающего мира, стремление к счастью, благополучию и достатку.